Разработана ФСРАР
(Федеральная служба Росалкогольрегулирования)
Предназначена для государственного контроля за объёмом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
Обязательна к использованию (требование федерального закона № 171-ФЗ)
Любая организация, чья деятельность связанна с оборотом алкогольной продукции, включая не акцизные товары, такие как пиво и слабоалкогольные напитки, с 1 января 2016 года обязана подключиться к ЕГАИС.
Отражает в ЕГАИС производство и оборот
Отражает в ЕГАИС оборот
• Отражает в ЕГАИС закупки
• Отражает в ЕГАИС продажи потребителю, возвраты и списания
Имеет возможность проверить легальность алкоголя
Работа в ЕГАИС — такое же законодательное требование, как и наличие лицензии и других сопроводительных документов на торговлю алкогольной продукцией.
Ответственность за их несоблюдение установлена как для юридического, так и для физического лица.
За каждое выявленное нарушение компания-нарушитель понесёт убытки в размере от 150 000 до 200 000 рублей
Руководитель компании будет оштрафован на сумму от 10 000 до 15 000 рублей.
С введением ЕГАИС во взаимодействии между участниками рынка алкогольной продукции появляются новые бизнес-процессы.
Прежде всего, они связаны с необходимостью отражения всей операционной деятельности по производству, импорту, хранению, покупке или продаже алкогольной продукции в автоматизированной системе.
Вместе с заказанной продукцией, бумажными и сопроводительными документами поставщик отправляет ТТН в электронном виде через ЕГАИС.
Получатель может её:
полностью подтвердить
(принять)
отклонить
оформить акт расхождений
при расхождении факта поставленного товара с данными ТТН
Принимая товар, сотрудник должен сверить количество и качество фактически поступившей продукциис данными бумажной ТТН, справками А и Б, а затем и с электронной накладной, поступившей через ЕГАИС.
При приёмке акцизного товара от поставщиков рекомендуется производить выборочную проверку на подлинность продукции, чтобы обезопасить себя от контрафактной продукции, за реализацию которой, после отправки в ЕГАИС согласия, ответственность будет нести торговая точка.
Это можно сделать с помощью специальной программы Checkmark2, установленной на терминал сбора данных. Также это позволит проверить, не повреждены ли штрихкод и марка, ведь даже при их малейшей деформации такой товар с высокой вероятностью не сможет быть реализован после 1 июля 2016 г.
Росалкогольрегулирование фиксирует произведённое движение алкогольной продукции и остатки каждого из участников сделки, отправляя им соответствующие электронные квитанции о фиксации данных в ЕГАИС.
![]() |
Постановка на баланс или ввод начальных остатков |
На момент подключения к ЕГАИС на любом действующем предприятии имеется продукция — остатки на складах или в торговых залах. Для того чтобы информация о ней появилась в системе, необходимо оформить специальный документ — акт постановки на баланс. | |
![]() |
Для организаций, которые занимаются оптовыми поставками, операция по занесению данных о первичных остатках после 1 января 2016 года является обязательным лицензионным условием. Иначе продать/отгрузить продукцию в адрес своего контрагента они не смогут. |
![]() |
Для розничных предприятий, кафе или ресторанов постановка на баланс продукции потребуется только в случае необходимости произвести возврат поставщику или списание продукции, которая была закуплена до 1 января 2016, то есть без применения ЕГАИС. |
Для постановки на баланс маркированного/акцизного товара потребуется оформить акт постановки на баланс в ЕГАИС: • считать штрихкод с марки PDF-417, • занести номер ТТН, сформированной производителем в адрес первого покупателя, а также номер фиксации продукции в ЕГАИС. |
|
![]() |
По немаркированному товару, такому как пиво и слабоалкогольная продукция, сведения заносятся только в количественных показателях тары, т.е. в штуках. |
![]() |
Возврат товара поставщику | ||
После 1 января 2016 при оформлении возврата товара поставщику без ЕГАИС не обойтись. Для этой операции в системе предусмотрен специальный документ — возврат поставщику. | |||
![]() |
Определить партию и закупочную цену. Если документы утеряны, их необходимо вновь запросить у поставщика. | ||
![]() |
Сформировать накладную на возврат по форме ТОРГ-12 и счёт-фактуру в учётной системе магазина или выписать их в бухгалтерской программе. | ||
![]() |
Заполнить все необходимые поля документа «возврат поставщику» в ЕГАИС. |
||
![]() |
После фактического возврата при получении товара поставщик должен провести сверку количества и качества возвращаемого товара с данными бумажных документов и подтвердить операцию в ЕГАИС, аналогично процедуре приёмки товара. | ||
Внимание! Если возвращаемый товар был закуплен без использования ЕГАИС (до 1 января 2016), необходимо перед оформлением возвратной ТТН поставить его на баланс организации. |
![]() |
Списание товара | ||
В процессе деятельности любого торгового объекта возникают ситуации, при которых требуется списать какую-либо продукцию, например, в результате порчи, кражи или недосдачи, использования в рекламных или промо-целях. В таком случае в ЕГАИС оформляется акт списания товара. |
|||
![]() |
Оформить письменный акт списания товарно-материальных ценностей в учётной или бухгалтерской программе предприятия по форме ТОРГ-16 за подписью участников комиссии, состоящей из материально ответственных сотрудников. | ||
![]() |
Оформить предусмотренный в ЕГАИС документ — акт списания товара. | ||
![]() |
Заполнить все необходимые поля документа «возврат поставщику» в ЕГАИС. |
||
![]() |
После того, как акт списания проведён в ЕГАИС, остатки продукции списываются с баланса торговой точки. | ||
Важно! При оформлении акта списания, в случае если считывание штрихкода PDF-417 с марки представляется возможным (при списании в рекламных целях или порчи продукции, когда марка не повреждена сильно) её обязательно необходимо занести в соответствующее поле в акте ЕГАИС с помощью сканера. |
![]() |
Инвентаризация | ||
Для системы ЕГАИС отдельного документа для проведения инвентаризации не предусмотрено. Результаты, полученные после ревизии, фиксируются в ЕГАИС двумя документами: • излишки продукции вносятся с использованием документа "Акт постановки на баланс" • недостачи продукции списываются с баланса предприятия с использованием документа "Акт списания" |
Обращаем ваше внимание на то, что предприятия общественного питания освобождены от обязательной передачи данных в ЕГАИС в момент продажи посетителям заведения, но имеют возможность их передачи на добровольной основе, так как в любом случае должны быть подключены к ЕГАИС с 1 января 2016 года.
До 1 июля 2016
Регистрация продажи алкоголя ничем не отличается от продажи любой другой продукции розничной торговой точки. Для подбора товара в электронный чек кассир считывает линейный/одномерный EAN-штрихкод (самый распространенный идентификатор товара и основа большинства товароучётных систем) с товара.
После 1 июля 2016
Появляется дополнительная операция: после того как кассир считал EAN-код, для добавления алкогольной продукции в чек необходимо также считать с марки двумерный штрихкодкод PDF-417 специальным 2D-сканером, в противном случае чек в кассовой программе не закроется и не распечатается на фискальном регистраторе.
По описанному выше алгоритму необходимо будет регистрировать каждую бутылку маркированного алкоголя. Кассир не сможет вручную ввести количество одинакового товара в чек. Такая мера необходима для наиболее детального контроля за оборотом алкогольной продукции.
Если кассир по ошибке повторно считает штрихкод с марки, кассовая программа это заметит и выдаст соответствующее предупредительное сообщение.
Ещё одно изменение, которое не несёт дополнительной нагрузки на кассира, так как происходит в автоматическом режиме, но является важным аспектом и нормативным требованием — печать QR-кода на чеке или отдельном слипе для потребителя. Считав его с помощью мобильного устройства, покупатель сможет проверить подлинность приобретённой им продукции.
Продажа немаркированного алкоголя значительно проще, так как здесь не используется акцизная марка с кодом PDF-417.
Все процессы, описанные выше, требуют административных изменений в работе сотрудников в торговом зале и бэк-офисе, а также квалифицированной технической помощи в обеспечении корректной работы кассовых и учётных систем, без которых работа в ЕГАИС невозможна.
Получить консультацию, приобрести продукцию и услуги по внедрению и дальнейшему сопровождению можно, обратившись к одному из партнёров компании АТОЛ.
Самостоятельно подобрать решение, подходящее именно вам, можно с помощью удобного конфигуратора.
Производители и импортеры крепкого алкоголя уже подключены к ЕГАИС.
С января 2016 года все оптовые поставщики алкоголя должны подключиться к системе.
А с июля 2016 года полноценно отражать в ЕГАИС оборот алкогольной продукции должен будет любой розничный магазин.